Когда мне приходится ездить на поездах дальнего следования, то на длительных остановках иногда выхожу на перрон, рассматриваю здание железнодорожного вокзала и привокзальную площадь.
Таким образом в какой-то степени получаю представление о культурной и экономической жизни в населенных пунктах, расположенных рядом с ними. Вокзал - своеобразная визитная карточка, часть истории. Не исключением является и наш, расположенный на станции Ея в станице Новопокровской.
Он появился в конце ХIX века, когда там началось движение первых железнодорожных составов. Это было по тем временам довольно просторное помещение с двумя залами, кабинетами для работников станции, кассой, буфетом. Особо интересного архитектурного решения при его строительстве не нашли. Построили типовое кирпичное здание, предназначенное для обслуживания пассажиров и обработки их багажа. В нем - толстые стены, огромные окна в виде арок, просторные помещения. Но пассажирам было там уютно и летом, и зимой. Комфортные условия для них создавали заботливые, отличающиеся внимательностью и четким исполнением своих обязанностей сотрудники вокзала.
С первых дней невдалеке от вокзала начали располагаться различные складские помещения для хранения зерна, строительных материалов, дома для работников железнодорожной станции. Строили рядом и предприятия. Например, в 1914 году там появился небольшой чугунолитейный завод. Позже – ремонтные мастерские, элеватор.
Вокзал был местом не только отправки и встречи пассажиров и грузов, но и многочисленных продолжительных встреч станичников в великолепном буфете. Этот буфет славился и в дореволюционное, и советское время. В нtм были разнообразные продовольственные товары, которых не продавали в станичных магазинах. К тому же они отличались приемлемыми ценами и их охотно покупали не только пассажиры, но и жители многих населtнных пунктов. «Как ни мала наша станция Ея на огромной магистрали Сталинград – Новороссийск, - писал в книге «Записки ефрейтора» наш земляк, известный учtный Николай Емельянович Заев, - а всt же в ней есть буфет. И пиво, и морс – всегда. Даже халва и консервы из раковых шеек».
Там всегда продавали и большие, ароматные, очень вкусные розовые пряники, которые любила детвора. А взрослые с удовольствием не только пили в буфете отменное пиво, но и степенно обсуждали насущные проблемы. Бойко велась у вокзала торговля местными свежими фруктами и овощами.
В августе 1920 года на нашем вокзале останавливался поезд, на котором в станицу прибыл с агитацией за сдачу хлеба для населения городов Михаил Иванович Калинин. После строительства невдалеке элеватора, хлеб со станции Ея отправляли в огромных количествах даже в голодные годы.
Отсюда ушли на фронт в первые дни Великой Отечественной войны тысячи добровольцев. С вокзала круглосуточно отправляли ценные для фронтовиков грузы: продукты, технику, обмундирование.
В августе – сентябре 1941 года немцы несколько раз бомбили железнодорожную станцию и расположенную рядом с ней МТС.
«В середине августа, - вспоминал Николай Емельянович Заев, - на станцию Ея налетело два немецких бомбардировщика. В полотно бомбы не попали, а попали в обоз на быках-волах, везший пшеницу на элеватор. Убило трех возниц - мальчишек лет по 13-14 из Горькой Балки».
«В 1941 году, - вспоминал краевед В.У.Самохвалов, - рано выпал снег. Такая осень предвещала холодную зиму. Такой она и была. 7 ноября, несмотря на нелетную погоду, фашистский самолет пролетел над станицей и сбросил авиабомбу на железнодорожную станцию Ея. Накануне вступления немецких войск в станицу (2 августа 1942 года - прим. И.Бойко) гитлеровская авиация весь день делала облет и беспорядочно сбрасывала авиабомбы на станицу и железнодорожный вокзал станции Ея. От бомбёжки пострадало несколько станичников. Среди них были убитые и раненые». Следы от фашистских бомб и сейчас можно увидеть в зарослях за железнодорожными путями.
На вокзале уже в первые дни войны появилось много беженцев, которые нашли приют у жителей Новопокровского района.
Во время войны немцы сильно разрушили станцию Ея. «Я, - записал в своем дневнике известный советский писатель, наш земляк, лауреат двух Сталинских премий, ордена Ленина А.А. Первенцев, - трепетно жду станцию Ея. Моя родная станция…
К станции Ея подъезжаем ночью. Прохладно. Мы выходим с Анатолием к развалинам станции. Водокачки нет. Я не мог узнать подъезд к ней, потому что не заметил моста. Он взорван, и его настлали на шпальной клетке, и потому мягко простучали колеса поезда».
Летом 1945 года на вокзале встречали демобилизованных фронтовиков. Их ждали с большим нетерпением не только самые родные и близкие люди, но и руководители района. Нужно было срочно восстанавливать разрушенное войной хозяйство, дать стране как можно больше ценных продуктов. А для этого не хватало механизаторов, водителей автомобилей, агрономов, инженеров, толковых организаторов производства.
2 июля 1945 года на совместном заседании бюро
райкома партии и исполкома райсовета депутатов трудящихся обсуждался вопрос «О подготовке и встрече воинов, демобилизованных из действующей Красной армии». Было решено: до 7 июля 1945 года оборудовать при райвоенкомате сборный пункт и художественно его оформить, оборудовать санитарный пункт, обеспечить повседневное дежурство медработников, открыть при сборном пункте буфет для обслуживания воинов, выделить табак, спички и другие товары, для подвозки воинов в населённые пункты выделять транспорт, составить план политмассовой работы. Согласно этому решению, организовали дежурства работников райвоенкомата и райкома ВЛКСМ на вокзале.
Главная задача у районной власти была – быстрее включить бывших солдат и офицеров в трудовую жизнь. Даже на плакатах, с которыми встречали бойцов советской армии на вокзале, можно было увидеть не только «Родина мать ждет победителей!», но и «Помоги Родине!».
Три дня давалось мобилизованным на обустройство и отдых, но многие из них выходили на работу уже на второй день. Нужно было убирать хлеб. И истосковавшиеся по земле хлеборобы спешили в поле.
Восстановили производство сельскохозяйственной и промышленной продукции через три года. Ее отправляли в советское время во все уголки страны. Со станции Ея следовали поезда с произведенными в районе овощами, плодами, зерном, маслом, сыром, плодовыми и овощными консервами, соками, сахаром, котлами, водонапорными башнями во все уголки Советского Союза и за рубеж. На станцию постоянно прибывали железнодорожные составы с оборудованием для промышленных предприятий, сельскохозяйственной техникой, автомобилями, тракторами, лесоматериалами, кирпичом, цементом, песком, гравием. И днем, и ночью там вели погрузку и разгрузку составов. Это было, пожалуй, самое оживленное место в районе, в определённой степени характеризующее состояние его экономической деятельности.
Работники станции Ея, несмотря на солидный грузооборот, успешно справлялись со своими задачами, их ударную работу постоянно отмечали в районном комитете партии и райисполкоме.
На станции Ея в июне 1956 года состоялась встреча населения Новопокровского района с президентом Югославии Иосипом Броз Тито и сопровождающими его Первым секретарем ЦК КПСС Никитой Сергеевичем Хрущев и первым заместителем председателя Правительства СССР, членом Политбюро ЦК КПСС Анастасом Ивановичем Микояном. Проезжая мимо железнодорожной станции Ея, специальный правительственный поезд, в котором ехали эти представительные лица, остановился. Открылось окно, и в нем показались знакомые по кинохроникам и газетам лица вождей. Они громко приветствовали собравшихся на
перроне добрыми, радостными выкриками, улыбками и взмахами рук.
Несмотря на то, что о прибытии спецпоезда мало кто в станице знал, на станции оказались не только партийные и советские работники, но и немало станичников. Толпа, оттесняемая несколькими милиционерами, прихлынула поближе к вагону. Раздались крики: «Добро пожаловать!», «Ура!», «Пламенный привет товарищу Тито!», «Да здравствуют товарищи Хрущев и Микоян!».
Высокие гости тоже приветствовали наших земляков. Их успели запечатлеть наши фотографы. Одна из фотографий (Германа Лебедева) даже появилась в журнале «Огонек»
Прошло несколько минут, поезд тронулся. А проводившие его станичники оставались еще долго на перроне, делясь друг с другом впечатлениями от этой мимолетной, но довольно эмоциональной встречи.
Встречали жители района на вокзале и лидера ЛДПР В.В.Жириновского, который щедро осыпал их мелкими купюрами.
Несколько лет назад из здания вокзала убрали кассу по продаже билетов. Нет там теперь и буфета, После ремонта зал ожидания пассажиров заметно преобразился. В нём уютно, просторно. Есть расписание движения поездов, информационные стенды для пассажиров.
С внешней стороны вокзал тоже претерпел значительные изменения. Кирпичные стены облицевали металлопластиком. Здание потеряло свой первоначальный вид и смотрится теперь «по-современному».
В 90-е годы прошлого века, в связи с разрушительными ельцинскими реформами, в районе прекратило работу большинство предприятий и строительных организаций. Заметно снизилось производство не только промышленной, но и сельскохозяйственной продукции. И все меньше и меньше эшелонов отправлялись с нашего вокзала в промышленные центры страны. Уменьшилось и количество пассажиров. Короче, чем раньше, стал железнодорожный перрон.
Но все же, как и в прежде, наши земляки и в эти дни отправляются в путь с вокзала железнодорожной станции Ея. Отсюда можно сегодня уехать в Тихорецк, Сальск, Краснодар, Анапу, Адлер, Новороссийск, во многие населенные пункты Сибири, Кузбасса, Урала, Поволжья, Кавказских Минеральных Вод.
Иван Бойко, краевед
На снимках: железнодорожный вокзал станции «Ея»; пассажиров на вокзале теперь немного.
Фото автора