В «Сельской газете» мы открываем новую рубрику «Точка на карте района». Хотим, чтобы читатели вместе с нами путешествовали по району и узнавали истории и интересные факты из жизни маленьких населенных пунктов, заряжаясь положительной энергией от героев публикаций – настоящих патриотов, любящих свою малую родину и приумножающих ее богатства.
Сегодня мы держим путь в поселок Красноармейский.
Найти его, петляя по дорогам Незамаевского сельского поселения, сложно. Указателя нет. Неоднократно останавливаем прохожих. Лишь водитель машины «скорой помощи» точно указывает, как проехать. Выясняем, что разыскиваемый нами населенный пункт находится практически в самом поселке Незамаевском, надо только на въезде «правильно» свернуть.
Оказываемся на месте. В большинстве своем дома в поселке маленькие, компактные, выкрашенные в зелено-голубые цвета. Миниатюрный населенный пункт. Всего в Красноармейском 134 домовладения, в которых проживают 253 человека (из них: 71 пенсионер, 47 детей). В поселке – четыре улицы и два переулка. Его можно обойти по периметру максимум за полчаса.
Место встречи – рынок
Январь на Кубани в этом году как бы понарошку: ни морозов трескучих, ни лютых ветров – весна и весна! И, попав на улицу Ветеранов труда, мы сталкиваемся с проблемой. Дорога раскисла от дождей, автомобиль увязает в грязи. Оставляем машину на обочине и идем по натоптанной тропинке вдоль заборов. Разномастные собаки высовывают морды из штакетника, обгавкивают нас: работа у них такая – охранять дом. Привлекаем к себе внимание – стучим в каждый двор. Но в поселке ни души. Ан нет... молодая женщина вышла за калитку: провожает мужа. Она и объясняет нам уличное безмолвие тем, что сегодня четверг и все уехали на рынок в поселок Незамаевский. Базар для сельчан – день особый. И даже не за покупками они туда ездят, а за общением и новостями.
- А вы что не поехали? - спрашиваю у молодой женщины, как впоследствии узнаю – Анны Молоковой.
- Тяжело уже, - она нежно поглаживает живот. - Не сегодня, так завтра ждем прибавления в семье. Хотели девочку (сын уже есть), но будет мальчик.
Девушка словоохотлива, искренне отвечает на вопросы, но на всякий случай интересуется, кто мы и зачем тут.
- Родилась в Ростове, вместе с родителями переехала в поселок Красноармейский. Здесь вышла замуж за местного парня. Как живется в селе? Да отлично! Дер-жим небольшое хозяйство, муж в Москву ездит на заработки. Я в заботах о ребенке и доме. Скоро хлопот прибавится. Нет, не скучно жить в селе. Общения хватает. Ходим в гости друг к другу...
Жизнь «на земле»
Кажется, сельчане возвращаются с рынка. К дому напротив подъехала машина. Пожилые люди выгружают покупки. И мы – тут как тут.
Чем мне нравятся сельские жители, так это тем, что они открытые, дружелюбно настроенные. Знакомимся с пожилой семейной парой. Иван Иванович Краснокутский и Тамара Яковлевна Ячкула. Беседую на ходу и фиксирую в блокнот самые важные факты их жизни.
Супруги – участники трудового фронта. Они детьми были, когда началась Великая Отечественная война.
- Я фронт кормил, - рассказывает Иван Иванович. - С 13 лет начал работать в поле, на ферме. Корма заготавливал, коров пас.
У Тамары Яковлевны детство закончилось в 10 лет. Она – сирота, жила с бабушкой. После окончания трех классов девочка пошла работать сакманщицей. За новорожденными ягнятами ухаживала – кормила, выпаивала коровьим молоком (сама доила). По 100-200 голов за сезон удавалось выходить.
- 17 лет живем вместе, - рассказывают супруги. - Умерли наши половинки, а мы, вдовцы, объединившись, разделили горе пополам. По одному на свете не выжить. Купили хату в поселке Красноармейском, довольны и счастливы.
- Появись возможность, поменяли бы село на город?
- Ни за что! - категорично сказала Тамара Яковлевна. - Мы в землю корнями вросли. Не могу я без огорода, своего двора, людей. Сельчане относятся друг к другу совсем не так, как городские – иногда и соседа по лестничной площадке не знают. А мы, красноармейцы, жили и живем большой семьей. Устала от работы, сяду на лавочку перед двором, подойдут сельчанки – мы побалакаем обо всем.
Жизнь на земле позволяет прокормить себя. Обрабатываем огород в восемь соток. Овощи экологически чистые выращиваем. Нам, пожилым, с колбасами и мясом надо «осторожничать», поэтому, как говорится, все больше на подножном корме. Свои соленья, маринады в погребе есть, но захотелось чего-нибудь свеженького. На рынок съездили – огурцов, помидоров купили.
- А любимое фирменное блюдо какое?
- Борщ украинско-кубанский.
- Это как?
- Бурак, квасулька, цыбулька, часнык...
Четвероногая Кнопочка спряталась за ногами хозяев, но глаз с нас не сводит. Обращаем внимание на «экономичную» собачку.
- На что нам сердитый и большой пес?! Что охранять? Наше богатство – года.
Прощаемся, желаем друг другу здоровья и счастья.
- Приезжайте к нам летом, - приглашают госте-приимные хозяева. - У нас тут так красиво – все в цветах, зелени утопает.
Глядим на клумбу возле дома и удивляемся: на ней (в январе!) ноготки цветут. Ну и ну!
Улица Ветеранов труда
Улица оправдывает свое название. На ней живут ветераны труда и три орденоносца – Владимир Георгиевич Среда (орден Трудовой славы III степени), Тамара Ивановна Куценко (орден «Знак Почета»), Константин Евлантьевич Карпенко (орден Трудового Красного Знамени). Как не заглянуть хотя бы к одному из них?
Живой звоночек – лохматый Филипп сообщает хозяйке о гостях на пороге. К калитке выходит Тамара Ивановна Куценко.
- Корреспонденты? И чем я вас так заинтересовала? Что вам может рассказать 80-летняя женщина? - недоумевает ветеран труда.
В который раз за день удивляемся: 80 лет? На вид не больше 60-и.
- Да хотя бы, как вам так хорошо удалось сохраниться!
Тамара Ивановна, не лишенная юмора, поддер-живает разговор в том же шутливом тоне: «Взяла тяпку, повисла на ней – и на огород. Приползла. Отдохнула. Поела. А внутренний голос говорит: «Тамарка, чего разлеглась, иди работать». Тяпку в руки – и снова на огород в 25 соток».
- Ничего себе! Отдача-то хоть есть?
- А как же! Весь год в погреб ныряю за соленьями, вареньями и овощами. Да я не только из-за тыквы да огурцов с тяпкой не расстаюсь. Если остановлюсь – не встану. С 15 лет в колхозе дояркой работала. В 1973 году за трудовые успехи – высокие надои – наградили орденом «Знак Почета».
- Вы коренная жительница?
- Да, незамаевская. Здесь родилась, выросла и замуж вышла. С душевным трепетом отношусь к своей малой родине. Жила и живу тут до войны, в войну, после войны. Все перестройки пережила. Нас у мамы четверо было: два брата-близнеца и мы с братом – двойняшки. Нет в живых уже моих братьев, двоих мужей похоронила. Господь оставил меня, чтоб за всех молилась. Но я не одинока. У меня в поселке Незамаевском два сына живут. Пятеро внуков, правнук. Зовут к себе жить. А чего я пойду? Мне и тут неплохо. Сама себя обслужить могу. Телевизор смотрю, жилетки, носки вяжу. Захочется общения, выйду на лавочку, обсужу проб-лемы, новости, уточню у детей, если что не поняла. В четверг на рынок стараюсь выбраться, даже если и ничего не надо. Повидаться с сельчанами.
- Так вы старожил поселка. Помните, как образовался Красноармейский?
- Люди пережили «черную доску», так называли 33-й голодный год. Не покосил только сильных да выносливых. Молодежь с разных сторон сюда устремилась. Мои родители перебрались в 30-х годах прошлого столетия. Это раньше, чем официально установлена дата рождения поселка – 1934 год. Тянули сюда на полозьях дома, колодцы рыли. Босые, голодные. Приживались и обживались на новом месте. Поселком Красноармейским его назвали много позже, а поначалу населенный пункт был четвертым отделением колхоза.
Лишь в 50-е годы прошлого века стали строить дома из самана. Всем миром собирались и мешали глину с соломой, помогая друг другу обзаводиться добротным жильем.
- А как сейчас житье-бытье?
- Я в селе прожила всю жизнь. На природе выросла, в поле. Довольна жизнью. Условия хотелось бы получше. Но вот в поселок газ тянут. Конечно, приходится вкладываться, но зато будем с «голубым топливом». А сейчас на печное отопление по 30 тысяч на зиму тратим…
Бабушка, беседуя с нами, без дела не стоит: проворно лепит вареники с капустой. Угощение готовит. Но мы торопимся – нам надо познакомиться и с другими жителями поселка.
Тамара Ивановна перенаправляет нас к соседям:
- Вы к Ване и Тане Козачек зайдите. Трудолюбивые, как пчелки.
На хозяйстве
Молодые супруги не привыкли к вниманию прессы – стесняются.
- В селе почти все держат хозяйство, - говорит Татьяна. - Мы чуть больше обычного: пять коров, немного кроликов, уток. Муж ездит на заработки в другой город.
- Пока я в командировке, Татьяна с дочками на хозяйстве, - поддерживает разговор Иван.
О прибыли говорят с неохотой. По словам Козачек, доход от ведения ЛПХ невелик, если учесть расходы на корма и прочее.
- Вот стройку затеял, - Иван указывает на штабель из стройматериалов. - Под газ готовим дом. Руками бетон месил, фундамент с цоколем уже есть…
- Не скучно в селе жить?
- Скучают только лодыри. А мы живем не хуже городских. Пользуемся всеми благами цивилизации – и спутниковой антенной, и Интернетом. У дочек есть все условия для полноценного развития. Старшая – спортсменка, младшую думаем записать на гимнастику...
История посёлка складывается из судеб людей, живущих в нём, и каждый из них достоин уважения.
Фото А. Толстых.