Душа народа — в танце

Душа народа — в танце

Кубань — наш общий дом

Что такое танец? Вид искусства, в котором основное средство создания художественного образа — движения и положения тела танцовщика. Так трактует это слово Большой энциклопедический словарь. Танец — это движение. Так может сказать любой обыватель. Танец — это поэма, где каждое движение — слово. Так говорила Мата Хари. А я скажу, что танец - это еще душа народа. И попробую обосновать свой ответ.

Магические ритмы

Из-за приоткрытой двери балетного класса доносятся ритмичные звуки топота детских ножек. «Раз, два, три, четыре... Раз и-и-и, два и-и-и...», - в такт считает художественный руководитель и балетмейстер детского хореографического ансамбля «Первоцвет» центра творчества «Родные истоки» Лариса Алексеевна Федянина.

Переступив порог класса, я вдруг попала в закрытый мир со своей наполненной жизнью. Прервав занятия, Лариса Алексеевна предлагает детям немного отдохнуть. Но не тут-то было! Совсем юные танцоры не смогли сидеть без дела. Кто-то делает растяжки ног у станка, кто-то «проживает» какой-то ритм и движения, кто-то разминает руки. Ни минуты покоя!

Одна бойкая девчушка предлагает всем повторить элементы танца «Крыжачок», пока занят их педагог. И пошла по кругу. Да так складно у нее все получалось. Упрашивать остальных ей даже не пришлось. Один за одним присоединялись к девочке остальные ребята.

Даже не знаю, как передать словами то, что я увидела на обычной репетиции танцоров. Ритмы исполняемого танца завораживали, были наполнены какой-то магией. И это при том, что в зале в этот момент не звучала даже музыка!

Атмосфера

- Детям очень нравятся народные танцы, - говорит Лариса Алексеевна, отрывая меня от зрелища. - Сейчас разучиваем «Крыжачок» - популярный белорусский народный танец. Стараются запомнить каждое движение. Но одной техники для исполнения любого танца недостаточно. Его надо «прожить».

Лариса Алексеевна стала рассказывать о своем мире — таком близком ей и таком далеком от меня. Ее мягкая интонация голоса превращала рассказ в сказку.

Энергия и свобода

Хореограф уверена, что в танце скрыта душа любой нации. Именно танец выражает эту душу, прекрасные обычаи и традиции того или иного народа.

Очень много легенд связано с казачьими танцами. Объединяет их то, что все казаки в первую очередь — воины. Потому и казачьи танцы – воинственные, энергичные, с широкими движениями, быстрым шагом, резкими взмахами рук. Костюмами для танца служит национальная одежда казаков.

Казаки – очень свободолюбивый, вольный народ, всегда стремившийся к независимости. И это непременно отражается в танцах. Выпрямленная спина, высоко поднятая голова, ловкие и замысловатые движения ногами — мальчики с легкостью вживаются в этот образ.

Женский казачий пляс завораживает зрителей. Энергичные и свободные девушки буквально «летают» по сцене, при этом передавая зрителю свое игривое, «вольное» настроение.

Не оставляет равнодушным ни одного зрителя кубанский танец «Горлица» (номер сделан на фольклорном материале). Танец относят к группе танцев, подражающих движениям птиц. Вы можете представить себя птицей? А танцор должен сделать не только это, но и доказать зрителю, что он — птица.

Одинаковые названия некоторых танцев встречаются у разных народов. Например, «Гопак» есть у украинцев, его танцуют многие профессиональные коллективы Кубани. Но у каждого народа есть какие-то особенные элементы, особенные знаки отличия.

Не поддаются счету хороводы — плавные, величественные. В репертуаре «Первоцвета» - украинский хоровод «Там, у вишнэвому саду», русский «У моей России...», «Тополя» на музыку кубанского композитора Григория Пономаренко и другие. И каждый - выражение души, проявление характера. В движении за короткий промежуток времени танцоры выражают счастье и печаль, радость и грусть, любовь и одиночество.

Родоначальник танца

Из беседы с Ларисой Алексеевной я узнала еще одну интересную вещь. Родоначальником всех танцев является народный. И нет ни одной народности, какой бы малой она не была, которая не имела бы присущей только ей танцевальной культуры. А танцевальное искусство некоторых стран завоевало весь мир. Вряд ли найдется равнодушный зритель русских народных танцев, молдавских, грузинских и других. По танцу мы можем судить о характере, быте, традициях того или иного народа.

- Есть желание с детьми поставить греческий танец, - говорит Лариса Алексеевна. - Всем известен греческий народный массовый танец «Сиртаки», представляющий собой подобие хоровода, только более быстрого и зажигательного.

Много других культур «вобрал» в себя кубанский танец. Это некий синтез кавказской, украинской и российской народной культуры.

В настоящее время народные танцы переживают второе рождение. Появилось еще одно направление — стилизованный народный танец. Стилизация усиливает современный танец элементами народного. Получается некий искристый заводной коктейль из современной и народной хореографии.

В репертуаре «Первоцвета» несколько стилизованных народных танцев: «На Ивана-купала», «Порушка-параня», «Ой, как ты мне нравишься».

Маленькие звездочки

большой вселенной

Вселенная танца неизмерима. И в ней постоянно зажигаются новые звезды. Но путь этот тернист и нелегок. Кроме того, по словам Ларисы Алексеевны, звездочками становятся лишь те, кто навсегда отдает душу танцам.

Балетмейстер гордится своими воспитанниками. В этом году четверо ребят поступили в колледжи и институты культуры на отделение народного танца. Это Кирилл Смирнов (г. Санкт-Петербург), Александр Оберемченко (г. Москва), Никита Ветошкин и Дарья Шумилкина (г. Ростов-на-Дону). А одна ученица Ларисы Алексеевны — Кристина Бульская — окончив Ростовский колледж культуры с красным дипломом, вернулась в ансамбль. Теперь уже в качестве преподавателя.

Вместо послесловия

Закончив беседу с художественным руководителем «Первоцвета», я напросилась еще немного поприсутствовать в танцевальном классе. Устроившись в уголке, тихо наблюдала за занятием.

Дети старательно выполняли отдельные элементы будущего танца. А Лариса Алексеевна отслеживала каждую мелочь, требовала точности в движениях, выразительно показывала, повторно объясняла премудрости танцевальных движений. Что-то невидимое соединяло учеников и преподавателя. Наверное потому, что Лариса Алексеевна отдавала какую-то часть своей «танцующей души» их душам, их танцу.

Фото А. Толстых.

 

 

 

 

Joomla SEF URLs by Artio