Давно не секрет, что в больших городах проблема с отсутствием мест в детских садах с каждым годом становится все острее. Многие родители, предвидя предстоящие трудности, сразу после рождения ребенка занимаются сбором справок и встают на очередь в дошкольное учреждение. Зачастую, даже в этом случае, к полутора-трем годам не находится мест. И это одна сторона ситуации. Но существует и другая.
В нашем районе пять малокомплектных детских садов, среди которых МДОУ № 16 «Аленушка». После выпуска в «доме, где живет детство» осталось всего 19 воспитанников разных возрастов, то есть фактически одна разновозрастная группа. И штат сотрудников, состоящий из воспитателей, младших воспитателей, заведующей и обслуживающего персонала – 12 человек. И, конечно, родители детей, посещающих в настоящее время дошкольное учреждение, обеспокоены его будущим.
Что будет с детским садом? Будет ли он расформирован или его работники найдут выход из создавшегося положения? В чем причина такой наполняемости групп?
{mospagebreak title=Мы хотим в детский сад, но...}
Мы хотим в детский сад, но...
Чтобы выяснить причину малочисленности детей в детском саду, поговорили с родителями из числа жителей станицы Плоской.
Наталья Б.:
- До недавнего времени одинокие матери получали 50-процентную льготу на оплату дошкольного учреждения. Но с 1 июня цена на посещение детского сада выросла и льготы отменили. Собирались отдать внучку в детский сад, но, если учесть, что в нашей семье работает только мой муж, а на иждивении у него – я, две дочери (одна из которых несовершеннолетняя) и внучка, то для нас – это слишком накладно. К сожалению, в таких маленьких станицах, как наша, работы нет. Будем воспитывать внучку дома.
Индира Г.:
- Очень бы хотела отдать своего ребёнка в детский сад, там и покормят, и развивающие занятия проведут. Но так получилось, что из декретного отпуска некуда выйти на работу. Следовательно, лишних средств тоже нет. Поэтому сама буду заниматься с ребенком.
{mospagebreak title=Это была всеобщая радость станичников}
Это была всеобщая радость станичников
Здание детского сада было построено по типовому проекту и введено в эксплуатацию в 1969 году на средства колхоза «Заря коммунизма» и рассчитано на без малого сто детей. Это был дорогой подарок всем станичникам. Сразу в четыре группы вселились маленькие новоселы, высвободив родителей.
В восьмидесятых годах прошлого столетия одно крыло здания было отдано под сельскую библиотеку, которая и по сей день располагается там. Это было сделано из-за того, что количество рождаемых в станице детей стремительно начало сокращаться. Особенно тяжелыми стали послеперестроечные и последующие годы.
Печальная статистика свидетельствует: в 2008 году в Плоской родился всего один ребенок.
{mospagebreak title=По словам заведующей}
По словам заведующей
Пообщались мы и с заведующей детским садом № 16 Натальей Леонидовной Зубенко. По ее словам, это происходило из-за отсутствия рабочих мест. Молодые люди, создавая семьи, не видя перспективы, уезжали в более крупные сельские населенные пункты и города.
- В нашей станице в настоящее время только два социокультурных центра, где занимаются с детьми дошкольного и младшего школьного возраста – это детский сад и школа. Есть еще клуб, но его посещают подростки и молодежь. Понятно, что имея одного кормильца в семье, у которого и без того невысокая заработная плата, трудно решиться и отдать ребенка в детский сад. Но ведь необходимо помнить, что в дошкольном учреждении дети проходят первую адаптацию в обществе сверстников, домашняя предшкольная подготовка не идет ни в какое сравнение с детсадовской. К тому же каждый ребенок, находится под постоянным присмотром воспитателей и обслуживающего персонала на протяжении 10,5 часа. Здесь обеспечивается четырехразовое сбалансированное питание, с которым малыши получают необходимые для роста и развития витамины и микроэлементы. Ежедневно проводятся занятия. А в домашних условиях, как правило, мамам некогда уделять достаточное количество времени на развитие у ребенка памяти, мелкой моторики, разговорной речи и многому другому, что делает квалифицированный воспитатель в детском саду.
{mospagebreak title=Где искать выход?}
Где искать выход?
Специалист управления образования Е.Г. Каленченко, курирующая работу дошкольных учреждений района, рассказала:
- Повышение родительской платы за посещение детей в дошкольных образовательных учреждениях – мера вынужденная. Она связана с ростом цен на продукты питания и, как следствие, увеличение затрат на содержание детей в детских садах. Поэтому и возникла необходимость приведения родительской платы в соответствие с реальными расходами.
Что касается конкретно данного дошкольного учреждения, то у этой проблемы есть несколько путей решений: мы рекомендовали педагогическому коллективу МДОУ № 16 встретиться с каждым из родителей потенциальных воспитанников и объяснить преимущества детского сада. Попробовать привлечь детей из соседнего Белоглинского района. Другим выходом (как крайняя мера) может стать подвоз детей в соседнее село Горькая Балка. Но, думаю, до этого не дойдет. В любом случае, управление образования окажет всяческую помощь и приложит максимум усилий, чтобы суметь сохранить в станице дошкольное учреждение.
{mospagebreak title=Постскриптум}
Постскриптум
Когда материал был готов к печати, в редакцию позвонила заведующая детским садом Н.Л. Зубенко. К счастью, сказала она, проблема усилиями педагогического коллектива и обслуживающего персонала дошкольного учреждения была благополучно разрешена. На сегодняшний день уже пять новых воспитанников посещают детский сад, а еще на троих родители оформляют документы. К тому же родители из соседнего Белоглинского района изъявили желание отдать своих троих детей в МДОУ № 16.
- Мы провели родительское собрание, сделали подворовый обход, - продолжала Н.Л. Зубенко, - говорили с родителями, убеждали их и бабушек воспитанников в необходимости посещения детьми детского сада.
Рассказывали, что в нашем детском саду работают квалифицированные педагогический и обслуживающий персонал. Приоритетным направлением в работе мы считаем создание условий для сохранения и укрепления физического и психического развития детей, развитие их творческих способностей, приобщение к истокам истории и культуры Кубани. А одной из основных ценностей является сопровождение и поддержка семьи на пути развития здорового, счастливого и успешного ребенка.
Рассказывали, что учреждение осуществляет работу по развитию альтернативных форм дошкольного образования, а именно: открыта группа кратковременного пребывания. То есть ребенок совершенно бесплатно может посещать детский сад с 9 утра до 11.30. В это время проводятся основные занятия с детьми. Кроме того, ребенок может пообщаться со сверстниками, что очень немаловажно. Действует и консультативная группа по предшкольной подготовке детей в возрасте от 5,5 до 6,5 лет. Это подразумевает выезд воспитателей один раз в месяц на дом к дошкольнику и проведение занятий с ним.
Еще одним достижением, кроме достаточной наполняемости детьми для нормального функционирования детского сада, мы можем похвастаться: добились 100-процентного охвата предшкольной подготовкой станичных детей.