В январе текущего года в рамках подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва в Краснодарском крае стартовал политический марафон «Кубань – Госдума-2011», направленный на формирование позитивного отношения избирателей к выборам как к основному демократическому институту, обеспечивающему реализацию конституционного права на управление государством, а также на повышение правовой грамотности и электоральной активности кубанских избирателей.
В соответствии с этими задачами избирательная комиссия Краснодарского края разработала комплекс мероприятий для различных категорий участников выборов: органов местного самоуправления, учреждений образования, культуры, молодежной политики, средств массовой информации.
Не остались в стороне от этого важного процесса и муниципальные детские сады. Для них организаторы программы краевого политического марафона объявили конкурс на лучшее проведение мероприятий, направленных на формирование у детей старшего дошкольного возраста основ знаний в вопросах избирательного права. Ведь формирование гражданской позиции человека начинается с самого раннего возраста. Именно в дошкольный период жизни ребёнок наиболее ярко воспринимает окружающий мир – так зарождается чувство любви к близким, родному селу, городу, малой родине. Так начинает формироваться правовая культура будущего избирателя.
В нашем районе по итогам конкурсных испытаний среди дошкольных образовательных учреждений первое место разделили МДОУ № 37 станицы Новопокровской и № 38 поселка Кубанского.
Недавно мы встретились с коллективом новопокровского детского сада и узнали, что привело его педагогов к победе.
- Успешному выступлению в конкурсе предшествовала большая подготовительная работа по правовому просвещению воспитанников и формированию их гражданской активности, - рассказывает старший воспитатель ДОУ № 37 Н.Н. Доронина. - Опираясь на собственный многолетний опыт в области патриотического воспитания и социального развития детей и реализуя задачи «Программы воспитания и обучения в дет-ском саду» под редакцией М.А. Васильевой, педагоги разработали цикл бесед о России и Краснодарском крае, составили конспекты занятий на обозначенную тему, придумали сценарии сюжетно-ролевых игр и развлечений, посвященных выборам, а затем использовали эти приемы и средства в своей деятельности.
Часть накопленного материала впоследствии вошла в конкурсную программу. В частности, воспитатели изложили в ней подробное описание некоторых мероприятий по ознакомлению дошкольников с основами избирательного права. Особую практическую ценность среди них представляли игровые занятия.
{mospagebreak title=Время выбирать}
Время выбирать
Так, одно из них прошло в старшей логопедической группе. Ребятам предстояло принять участие в выборах мэра Сказочного города. В качестве главных кандидатов на этот ответственный пост выступили известные сказочные персонажи: Буратино, папа Карло, черепаха Тортила и Карабас-Барабас.
Но сначала воспитатели рассказали детям о том, что такое выборы и для чего они проводятся, кого называют избирателями, а кого – кандидатами, какими качествами должен обладать глава города. Затем состоялась пресс-конференция, на которой юные избиратели познакомились с предвыборными программами претендентов на роль мэра.
И вот наступил волнительный день голосования. На избирательном участке все было организовано как положено: на входе в группу поместили агитационный плакат с надписью «Сегодня выборы главы города! Сделай свой выбор!», пригласили избирательную комиссию в составе троих дошкольников, установили урны для голосования, стенд с портретами кандидатов, подготовили бюллетени на каждого жителя Сказочного города.
В конце дня избирательная комиссия обнародовала результаты выборов: «С большим отрывом голосов победил папа Карло!». Именно такой грамотный, ответственный и трудолюбивый герой мог, по мнению избирателей, возглавить Сказочный город и сделать так, чтобы всем в нем жилось дружно и счастливо. В честь этого радостного события юные горожане устроили праздничный концерт.
В результате этого увлекательного занятия, отмечает Наталья Николаевна, дети получили начальные представления о значении выборов, порядке их проведения, почувствовали гражданскую ответственность за свой выбор, научились формировать собственное мнение, активизировали словарный запас.
{mospagebreak title=На посту президента}
На посту президента
Похожие сюжетно-ролевые игры и развлечения прошли и в других возрастных группах, только на этот раз воспитанники выбирали глав разных сказочных государств. Так, в средней группе по итогам голосования президентом стала Елена Премудрая, пообещавшая детям править страной мудро, сделать улицы чистыми, а каждый фантик от конфет превратить в цветы небывалой красоты.
По ходу занятия воспитатель в игровой форме познакомил детей со значением слова «президент» и рассказал основные правила проведения его выборов. Из числа ребят была создана избирательная комиссия, всем участникам игры изготовили паспорта. Дети живо включились в ролевую игру, хотя, надо отметить, что все действия они проводили со взрослой серьезностью и высокой ответственностью.
Не менее интересное развлечение на тему «Избирательная кампания» состоялось в старшей группе. Кроме подготовки предвыборных программ, кандидаты на пост президента Лесного царства должны были проявить себя в конкурсах: «Самый эрудированный», «Самый музыкальный», «Художественный», «Самый ловкий» и тому подобное. Чтобы одержать победу на выборах и завоевать расположение своего электората, ребятам пришлось петь и танцевать, участвовать в спортивных состязаниях, рисовать и разгадывать кроссворды.
Завершился развлекательный досуг объявлением результатов тайного голосования, вручением подарков всем участникам мероприятия и веселым хороводом.
В числе других форм и методов работы с маленькими будущими избирателями, представленных нашим детским садом на конкурс, были беседы о родной станице Новопокровской. Педагоги ставили задачу – сформировать в детях чувство гордости, уважения и любви к месту своего жительства.
В результате беседы с воспитателем Е.В. Красновой ребята расширили свои знания о достопримечательностях станицы, ее праздниках, особенностях названия поселка сахарного завода, где расположен их любимый детский сад.
Формируя у детей первые простейшие представления об устройстве нашего государства, в том числе района, педагоги использовали на занятиях богатый иллюстративно-наглядный материал по патриотическому воспитанию дошкольников, в том числе изображения гербов России, Кубани и Новопокровского района, портреты президента, премьер-министра РФ и губернатора края, политические карты, альбомы «Моя Россия», «Краснодар – столица Кубани», «Моя малая родина – любимая станица Новопокровская».
{mospagebreak title=Маленький гражданин}
Модель маленького гражданина
Итогом всей подготовительной работы ДОУ в рамках краевого марафона «Кубань – Госдума-2011» стал уникальный проект «Политические уроки для дошкольников», разработанный творческой группой воспитателей и специалистов образовательного учреждения в составе И.Б. Лучкиной, Л.В. Фуниковой, Л.М. Скоробогатовой, Е.В. Красновой, Л.А. Фуниковой, К.С. Абрамовой и старшего воспитателя Н.Н. Дорониной.
Основными задачами в реализации проекта авторы определили: удовлетворение познаний дошкольников в области политики и избирательной кампании, ознакомление детей с геральдикой Российской Федерации, Краснодарского края и Новопокровского района, формирование у них активной гражданской позиции и патриотизма.
В целях их эффективного решения педагоги составили перспективный план мероприятий для работы с детьми до конца текущего года, включающий беседы, уроки политической грамотности, дидактические, интеллектуальные, сюжетно-ролевые и подвижные игры, развлечения, оформление политического словаря дошкольников, конкурс рисунков.
Также в ходе проектной деятельности ими была разработана модель современного дошкольника – маленького гражданина России. В представлении воспитателей – это ребенок, любящий свою Родину, семью, активный, наблюдательный, способный радоваться окружающему миру и рассуждать, неплохо ориентирующийся в ближайшем окружении, своем настоящем и будущем.